От Редакционного Совета


DOI: 10.36343/SB.2024.39.3.000

 

КОВАЛЕНКО Тимофей Викторович
кандидат философских наук, заместитель директора
Южного филиала Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева,
Краснодар, Российская Федерация
timofey.kovalenko@gmail.com
ORCID: 0000-0002-0647-5942

Историю человечества безо всякого преувеличения можно считать историей социокультурных взаимодействий, которые являются одним из ключевых факторов общественного и индивидуального развития. На начальных этапах становления культуры именно взаимные контакты людей и человеческих сообществ являлись мощнейшим движущим фактором эволюции первичных трудовых навыков, социального опыта и знаний о природе – всего того, что впоследствии составило фундамент общественно-экономической жизни, науки, культуры и искусства.
Социокультурное взаимодействие как явление можно описать через его существенные признаки. Во-первых, данный процесс предполагает обоюдный характер (действию одного субъекта соответствует ответное действие другого). Во-вторых, такое взаимодействие может иметь продолжение, превращаясь, по сути, в своеобразную цепь из действий и реакций на них. В-третьих, взаимный контакт невозможен без средств, обеспечивающих понимание его участниками друг друга. Наконец, в-четвертых, участники социокультурного взаимодействия должны преследовать общие цели, и, что немаловажно, разделять общие ценности.
Идеальная модель социокультурного взаимодействия функционирует в условиях равноправия субъектов, однако часто они обладают различным набором средств и методов, поэтому на практике межкультурная коммуникация приводит к более выраженному воздействию одного ее участника на другого.
Социокультурные взаимодействия могут происходить на разных уровнях: индивидуальном (межличностные контакты), групповом (контакты различных культурных сообществ – от древних племен до современных субкультур) и межнациональном (взаимоотношения между государствами). Многоуровневость обусловливает всеобъемлющий характер социокультурной коммуникации, буквально пронизывающей все сферы жизнедеятельности индивидуумов, человеческих сообществ и человечества в целом.
Из этого наблюдения следует, что социокультурные взаимодействия напрямую относятся к сфере государственной культурной политики. В наше сложное время, когда глобализационные новации бросают вызов традиционным ценностям, веками обеспечивавшим выживание культур, именно взвешенное регулирование государством различных аспектов межкультурной коммуникации поможет обеспечить сохранение культурного разнообразия в каждой отдельно взятой стране, противостоять размыванию устоявшейся системы ценностей, сформировать положительный образ национальной культуры в сознании представителей других культур.
Начало исследованию социокультурных коммуникаций как отдельного явления было положено еще в XIX в. трудами Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса и Ф. Гребнера, в рамках теории культурного диффузионизма изучавших проблемы распространения различных культур, возникновения и развития исторических связей между ними. В отечественной науке к данной теме впервые обратился П. Сорокин, рассматривавший личность, общество и культуру в качестве отдельных аспектов социокультурного взаимодействия. В последние несколько десятилетий российские исследователи (В. М. Межуев, В. С. Степин, А. Я Гуревич и др.) существенно углубили представления об отдельных аспектах межкультурной коммуникации, детально проанализировав такие понятия, как «целостное поле культуры», «межкультурный диалог», «глобализация культуры» и др.
Изучение сложного комплекса явлений, относящихся к практическим аспектам социокультурных взаимодействий, продолжается, и редакционная коллегия нашего журнала рада внести свою скромную лепту в освоение этой темы. Публикации специальной рубрики посвящены, в частности, одному из аспектов истории налаживания межкультурного диалога России и Китая (Д. В. Цветков), анализу значения регионального радиовещания как одного из инструментов межкультурного взаимодействия (В. Ш. Жачемук) и культурным практикам курдов Республики Адыгея, формирующих общероссийскую и региональную идентичности в том числе в процессе контактов с представителями иных этнических культур.

Timofey V. KOVALENKO
Cand. Sci. (Theory and History of Culture), Southern Branch,
Likhachev Russian Research Institute
for Cultural and Natural Heritage,
Krasnodar, Russian Federation
timofey.kovalenko@gmail.com
ORCID: 0000-0002-0647-5942


 

pdf