Kostyuk_authpic1.jpg

Alekseeva_authpic.jpg

Поступила в редакцию
2023-02-06
Опубликована
2023-03-31
Как цитировать
Костюк, А. А., & Алексеева, Г. В. (2023). Эмоция как коммуникативный посредник между автором, исполнителем-вокалистом и слушателем оперного произведения. Наследие веков, (1), 38–47. https://doi.org/10.36343/SB.2023.33.1.003
Раздел
Музыка в потоке времени

Эмоция как коммуникативный посредник между автором, исполнителем-вокалистом и слушателем оперного произведения

  • © Костюк Алексей Алексеевич преподаватель кафедры сольного пения и дирижирования Дальневосточного института искусств, Владивосток, Российская Федерация






  • © Алексеева Галина Васильевна доктор искусствоведения, профессор департамента искусств и дизайна Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Российская Федерация






Аннотация

Исследователи обращаются к материалу одной из наиболее эмоциональных партий в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» – партии Ленского, чтобы на данном примере продемонстрировать функции эмоций, заложенные композитором. Цель научных изысканий – доказать, что данные функции могут быть актуализированы при исполнении самых незначительных по объему отрывков оперной вокальной партии. Исследование основано на нотном тексте оперы П. И. Чайковского и результатах научных разработок российских искусствоведов, музыковедов, психологов и культурологов. Изменения параметров музыкального текста трактуются авторами как средства выражения различных функций, присущих эмоциям, возникающим при восприятии музыки. Авторами выявлены частая смена эмоций, различная степень выраженности той или иной функции эмоций в исследуемом клавире. Установлено, что разработка эмоциональных партитур оперных сочинений обеспечит более точное донесение до слушателей ключевых идей сочинения в оперной практике.

Ключевые слова: эмоции, оперное исполнительское искусство, функции эмоций, эмоциональная партитура образа, эмоциональное содержание музыки, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, «Евгений Онегин»