Редакция
От Редакционного Совета
DOI: 10.36343/SB.2023.36.4.000
Человек не только познает мир как некую данность, стремясь обнаружить присущую ему объективную логику, но и осуществляет оценку окружающей его реальности, посредством желания понять смысл собственного существования и предназначения в этом мире, трактуя происходящее в нем в качестве должного или недолжного, справедливого или несправедливого, прекрасного или безобразного. Это неизбежно ставит перед ним вопрос о фундаментальных ценностях, лежащих в основе его существования. К последним относятся прежде всего духовные ценности, определяющие его основополагающие смысложизненные ориентиры и становящиеся надежными критериями в процессе принятия важных решений. Духовные ценности, мотивируя поведение людей, обеспечивают стабильность и преемственность общественной жизни, способствуют сплочению социума и задают ориентиры его деятельности. Как известно, самое глубокое единение людей «возникает из их духовной однородности, из сходного душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из единой судьбы, языка, веры» (И. А. Ильин).
В современной научной и философской литературе духовные ценности, как правило, подразделяются на: смысложизненные, т.е. содержащие в себе определенные мировоззренческие установки, касающиеся предельных проблем мироздания, места в нем человека и его предназначения; нравственные, задающие определенные модели поведения и фиксирующие фундаментальные нормы человеческого общежития; эстетические, конституирующие душевную гармонию, позволяющие противостоять всякого рода проявлениям безобразного и дающие образец прекрасного. Сердцевиной этих трех начал является нравственность. Поэтому неслучайно ценности высшего порядка называют «духовно-нравственными». Именно они составляют фундамент культуры каждого народа, в которой существенную роль играют идущие из глубины веков традиции, аккумулирующие опыт предшествующих поколений. В этой связи необходимо отметить. что духовно-нравственное развитие общества осуществляется посредством диалектического соединения двух процессов: 1) постоянной заботы о сохранении духовного наследия и его оптимального использования и 2) творческого осмысления достижений культуры прошлого и беспрерывного поиска новых форм культурного развития современной общественной жизни.
Духовные ценности, как утверждает современная наука, это – социальные ценности, т.е. они возникают как продукт общественной жизни людей. При этом социальная реальность предстает как сплетение разнообразных социальных практик, а сами социальные практики формируются в ходе совместной деятельности людей и их коммуникации. В итоге процесс совместной выработки людьми духовных ценностей есть не что иное, как духовная социализация. Таким образом, духовная социализация индивидов является источником формирования духовных ценностей, которые, в свою очередь, обретают определенную самостоятельность и становятся важными ориентирами или путеводными звездами для осуществления последующих социальных практик, развивающих и совершенствующих общество на позитивной и надежной основе.
Зорин Александр Львович
доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Южного филиала
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Краснодар, Российская Федерация