Редакция
От Редакционного Совета
DOI: 10.36343/SB.2023.35.3.000
Рассмотрение методологически значимых аспектов изучения и пропаганды наследия классики входит в круг непосредственных задач журнала «Наследие веков». При этом мы руководствуемся мыслью о том, что вершинные достижения искусства слова, музыки, театра, живописи, архитектуры во все эпохи были и будут впредь эталоном, главным мерилом проверки на зрелость. И это останется всегда, вопреки разночтениям, которые привнесли модерн и постмодерн. Придя в XXI столетие с лозунгами глобализма, их адепты поставили мир на грань «заката культуры», теряющей связь с корнями и естественными началами бытия. Тотальный отказ от здоровых начал выражался в отчуждении «элитарного» искусства от «массового» и культивации искусственного в ущерб естественному, в ориентире на моду (полигон суррогатов) взамен традиции. Разгоняя каток масс-медиа, западная культура эксплуатировала этнические компоненты лишь в качестве «декора», брендов туристического бизнеса. Над мельчающим потоком возвышалась классика – озаренные незакатным солнцем пики, к которым подняться дано только гениям и только при опоре на органику культурного бытия. Далеко не все художники модернистского века признавали своей прямой обязанностью быть верным школе многовековой, далеко не каждый смог чутко уловить и воплотить ее универсалии. Но тех, кто не захлебнулся в невероятном наплыве фальши, не упал, а выстоял вопреки шквалу перемен, классика одаряла способностью сопротивляться, не терять национальную почву, жить и творить не в угоду индивидуализму.
К числу таких художников принадлежал гениальный русский композитор, в связи со 150-летием которого 2023 г. назван в России Годом Рахманинова. Повод для написания публикуемой в данном номере журнала статьи О. Р. Булатовой «Год Рахманинова: перспективные идеи музыкального просветительства в формировании культуры города» дала важная веха истории Краснодара. В ноябре 2023 г. исполняется 110 лет со дня выступления Сергея Васильевича Рахманинова в Екатеринодаре с концертом, увенчавшим 3 ноября 1913 г. торжества в честь 25-летия Второго общественного собрания. Открытое в ходе торжеств административное здание Общественного собрания недавно заново отреставрировано, в нем работает Театр Защитника Отечества. Отрадно, что одна из предложенных в статье идей уже обрела горячих сторонников: мемориальный концерт пройдет 3 ноября 2023 г., пока что как разовое мероприятие. Со своей стороны, мы хотим подчеркнуть следующее: для формирования культурной среды перспективен целостный комплекс мероприятий «День Рахманинова в Краснодаре», который упрочит в сознании горожан память о замечательном событии начала 1910-х гг., приобщая публику к освоению классической музыкальной традиции. В обоснованном автором статьи пакете предложений ценен более решительный шаг – ежегодный региональный конкурс молодых исполнителей, дающий возможность ученикам и студентам выступать в городских концертных залах наряду с профессиональными артистами.
Вернемся к мысли, что общение с классикой проверяет человека и выдает ему «паспорт на зрелость». Это, практически, закон для всех, кто живет в искусстве как творец художественного мира, и кто соприкасается с феноменами искусства как рядовой зритель, слушатель, читатель. Но аттестата зрелости не всегда заслуживают те, кто претендует руководить вкусами и суждениями публики. И это большая проблема, поскольку в современном мире гуманитарное знание работает как идеология: критика, эстетика, рецептивная философия, социология искусства специализируются на интерпретации и трактуют художественные явления преимущественно в индивидуалистском ключе.
Посвященная 85-летию со дня рождения замечательного представителя адыгской литературы Нальбия Юнусовича Куёка статья Е. Ю. Третьяковой «Творческий диалог Нальбия Куёка и Юрия Кузнецова: национальное, народное, гражданственное» обращает внимание на то, что Нальбий все еще не до конца раскрыт как выдающийся поэт-эпик. Сформировать понятийный аппарат, свободный от эклектики и позволяющий найти ключи к единству между классикой и этническими корнями многовекового наследия национальных культур, – одна из первостепенно важных и актуальных задач сегодня.
На осень 2023 г. намечена юбилейная конференция по творчеству Нальбия в Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева (АРИГИ). Надеемся, ее участники продвинутся вперед в осмыслении неавангардистской природы его художественного метода. Надо сказать, просветительским мероприятиям, приобщающим читателей и театральных зрителей к многогранному наследию Н. Ю. Куёка, давно пора придать упорядоченный систематический характер, как и проведению конференций по его творчеству. Глубокое изучение классики всегда способствует прогрессу гуманитаристики, ее освобождению от ошибочных и преходящих идей. Как известно, в Москве на базе Института мировой литературы (ИМЛИ) и Литературного института им. А. М. Горького с 2007 г. ежегодно проходят международные конференции по творчеству Ю. П. Кузнецова (на данный момент состоялось 17, в феврале 2024 г. будет 18-я). Они активно способствуют подготовке второго собрания сочинений этого гениального мастера слова. Творчество Нальбия заслуживает аналогичной площадки научных взаимодействий, как, говоря шире, и наследие каждого из замечательных художников, внесших клад в создание уникального феномена классики братских литератур ССР, – феномена национального и интернационального одновременно.
Таким образом, фон, которым сопровождаем мы знаковые события и даты в истории искусства, требует внимания, анализа, содержательного обогащения. Иначе мы не получим «аттестат зрелости» как люди, понявшие особенности своего времени, желающие не пресечь корни собственного народа и подержать то, что сплотило в жизнестойкий цивилизационный монолит братство народов большой страны России. Согласно календарю знаменательных дат отечественной культуры на 2024 г. нам еще предстоит обсудить соответствующий круг вопросов в связи с другими юбилеями классиков, в том числе и 225-летием со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Редколлегия журнала надеется на плодотворное продолжение разговора и обогащение темы новыми перспективными идеями.
Гуцалов Александр Анатольевич
кандидат философских наук, руководитель отдела
комплексных проблем изучения культуры
Южного филиала Российского научно-исследовательского института
культурного
и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Краснодар, Российская Федерация