Александр Грибоедов: вечный диспут о человеческом достоинстве
Аннотация
Статья посвящена формам и способам осмысления идей А. С. Грибоедова, заложенных в его пьесе «Горе от ума», на разных этапах истории российской культуры. Автором использован метод ретроспекции, материалами послужили публикации в региональной советской печати второй половины XX в., а также авторские описания библиотечной выставки и ее экспонатов. Отправной пункт исследования – выставка редких изданий из фонда Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, организованная к 225-летию Грибоедова. Затем автор обращается к театральным интерпретациям великой комедии в первой половине XX в. Введен в научный оборот и проанализирован материал о постановке пьесы на сцене Краснодарского драматического театра имени М. Горького (1937). Образы главных героев были изображены в духе очевидной политической наглядности и классового противостояния. Провинциальный театр стремился приспособить традиции и метод русского критического реализма XIX в. к ситуации 1930-х гг.