Bykova_authpic1.jpg

Поступила в редакцию
2024-08-22
Опубликована
2024-09-30
Как цитировать
Быкова, Е. В. (2024). Анна Ахматова и Марина Цветаева. Музыкальные диалоги и диссонансы. Наследие веков, (3), 92-103. https://doi.org/10.36343/SB.2024.39.3.006
Раздел
Мир искусства: история, теория, методология

Анна Ахматова и Марина Цветаева. Музыкальные диалоги и диссонансы

  • © Быкова Елизавета Владимировна Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Российская Федерация






Аннотация

Исследование направлено на определение характерного контраста в использовании музыкальных мотивов в лирических текстах А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Материалами при этом послужили биографические данные, письма, лирика и проза. Автор полагает, что творчество поэтов можно проанализировать с помощью характеристик различных музыкальных жанров и форм, позволяющих выявить особенности поэтического высказывания. У М. И. Цветаевой это ⎯ особая артикуляция, чеканность, по словам А. Белого, «непобедимые ритмы», обособленные паузами делимые фразы. Для М. И. Цветаевой музыка ⎯ импульс, который она передает читателю. А. А. Ахматова использует искусство интонации иначе: ее медленная речь представляет собой динамически устойчивые фразы, чаще всего стабильные и неделимые. Автор исследования приходит к выводу о том, что А. А. Ахматова обращается к музыке как к высшему духу, музе, подруге. Это контрастирует с плакатной цветаевской речью, в которой музыка только яркий фрагмент чувственной мозаики мира.

Ключевые слова: Серебряный век, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, авторская картина мира, поэтика художественного произведения, лирический герой, система мотивов, музыкальные образы