Sokolyuk_authpic0.jpg

Поступила в редакцию
2024-03-06
Опубликована
2024-03-31
Как цитировать
Соколюк, Л. С. (2024). Театральная гетеротопия в open-air постановках (на примере спектаклей в исторических декорациях Астраханского кремля). Наследие веков, (1), 39‒52. извлечено от http://heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view/602
Раздел
Пространство культуры: визуальные образы и смыслы

Театральная гетеротопия в open-air постановках (на примере спектаклей в исторических декорациях Астраханского кремля)

  • © Соколюк Леся Станиславовна аспирант кафедры философии, культурологии и социологии Астраханского государственного университета Астрахань, Российская Федерация






Аннотация

В статье анализируется влияние невидимого измерения театра – «темной материи» (термин введен американским театроведом Э. Софером) – на гетеротопию, свойственную спектаклям под открытым небом. В качестве примеров рассмотрены постановки опер Н. А. Римского-Корсакова и М. И. Глинки в естественных декорациях Астраханского кремля; использованы результаты исследований российских и зарубежных философов, культурологов и искусствоведов. Изучены особенности восприятия зрителем пространства, формируемого в процессе театрального действия. Выявлен комплекс характеристик, которыми обладает Астраханский кремль как пространство театральной постановки. Ряд сцен из упомянутых open-air постановок был рассмотрен с точки зрения анализа воплощаемых образов, оригинальных декораций, световых, звуковых эффектов и сценического движения. Выявлены свойства «другого пространства», актуализируемого в процессе представления под открытым небом, и определены специфические характеристики такого театрального действия.

Ключевые слова: гетеротопия, оперное искусство, open-air, Астрахань, Астраханский кремль, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков