Piotrowska_2019_31.jpg

Поступила в редакцию
2019-12-25
Подписана к печати
2019-12-30
Опубликована
2019-09-30
Как цитировать
Пиотровска, А. (2019). Цыганская музыкальная универсальность: на примере цыганского диско-поло. Наследие веков, (3), 91-97. https://doi.org/10.36343/SB.2019.19.3.009
Раздел
На перекрестках культур

Цыганская музыкальная универсальность: на примере цыганского диско-поло

  • © Пиотровска Анна PhD в области музыкологии, доктор наук, доцент Института музыкологии Ягеллонского университета






Аннотация

Как известно, европейские цыгане всегда тяготели к определенным видам деятельности, из которых ближе всего им была музыка. Свидетельством природной музыкальности цыган в наши дни может служить, например, неизменная популярность таких творческих коллективов, как «Gypsy Kings». Несмотря на восприимчивость цыган новым веяниям, постоянно обогащающим жанрово-стилистическую палитру их музыки, она всё ещё легко узнаваема и по-прежнему завораживает своим особым мелодико-ритмическим рисунком, своей романтической экспрессией и ни на что не похожей манерой исполнения. В данной статье поднят вопрос о сущности подлинного «цыганства» в музыке, на который, как считает автор, можно, по крайней мере частично, ответить при более детальном исследовании произведений, созданных носителями культуры рома́, в 2000-х гг. Анна Пиотровска рассматривает современные жанры цыганской музыки, самым популярным из которых в Польше является цыганское диско-поло, в исторической перспективе и приходит к выводу об исключительной универсальности и многогранности цыганских музыкантов, обладающих способностью с лёгкостью подстраиваться под любую культурную ситуацию, позволяющей им и сегодня удовлетворять вкусы широкой слушательской аудитории, одновременно поддерживая жизнеспособность собственных многовековых музыкальных традиций.

Ключевые слова: Рома (цыгане), цыганская музыка, лэутары, Zigeuner Kapellen, диско-поло, World Music