image-15-09-21-05-18.jpg

Поступила в редакцию
2021-08-31
Опубликована
2021-09-30
Как цитировать
Петрова, Д. А. (2021). Графическое наследие русского авангарда как объект комплектования в Третьяковской галерее в 1920–1930-е годы. Наследие веков, (3), 43-53. https://doi.org/10.36343/SB.2021.27.3.003
Раздел
Эпоха НЭПа: культурно-историческое измерение

Графическое наследие русского авангарда как объект комплектования в Третьяковской галерее в 1920–1930-е годы

  • © Петрова Дарья Александровна научный сотрудник отдела учета фондов Государственной Третьяковской галереи, Москва, Российская Федерация






Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей комплектования фондов Третьяковской галереи произведениями графики русского авангарда в 20–30-е гг. ХХ в. в контексте изменения тенденций государственной культурной политики того времени. Исследование выполнено на основе данных Книг поступлений Третьяковской галереи и документов, хранящихся в Отделе рукописей музея. Проанализирована политика приобретения художественных произведений в музейные коллекции, изучена деятельность Музея живописной культуры, произведен анализ поступлений в Третьяковскую галерею. Прослежено изменение вектора культурной политики в первые годы советской власти, взявшей на вооружение реализм в качестве основного идеологического инструмента. Установлено, что графические произведения русских художников-авангардистов стали достоянием фондов Третьяковской галереи в результате двух больших поступлений – после расформирования Государственного музейного фонда (1927 г.) и вследствие ликвидации Музея живописной культуры (1929 г.).

Ключевые слова: музей, русский авангард, Государственная Третьяковская галерея, Музей живописной культуры, комплектование музейных фондов, графика, «левое» искусство