Zaust_SK.jpg

Поступила в редакцию
2021-06-15
Опубликована
2021-06-30
Как цитировать
Зауст, С. К. (2021). Образ Снегурочки в эскизах костюмов для русского театра конца XIX века: пути эволюции. Наследие веков, (2), 54-66. https://doi.org/10.36343/SB.2021.26.2.004
Раздел
Антропология культуры

Образ Снегурочки в эскизах костюмов для русского театра конца XIX века: пути эволюции

  • © Зауст София Константиновна кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института экономики и социальных технологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Российская Федерация






Аннотация

В исследовании на основе эскизов костюмов для постановок пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского выявляются основные тенденции эволюции образа главной героини на протяжении последней четверти XIX в. Художественное изучение эскизов русских художников-станковистов этого периода и обращение к результатам исследований в области истории народного и сценического костюма, этнографии, биографическим изысканиям позволило рассмотреть изменение облика костюма Снегурочки от первых постановок пьесы (1873) до врубелевского воплощения (1890). Анализируемый образ развивался путем отказа от «художественного подхода», присущего русскому академизму (М. Клодий), последующего обращения к интерпретации В. М. Васнецова, в которой Снегурочка оказалась наиболее точным выражением идеала русской красоты, а затем – к народной романтизации, проявившейся в эскизах Н. К. фон Бооля и М. А. Врубеля. Трактовка В. М. Васнецова установила новый «сказочный канон», сохраняемый в театральном и киноискусстве до сих пор.

Ключевые слова: сценический костюм, народный костюм, эскизы костюмов для оперы «Снегурочка», русский театр XIX в., Васнецов, фон Бооль, Клодт, Врубель