Sokolova_authpic1.jpg

Поступила в редакцию
2020-10-27
Опубликована
2020-12-15
Как цитировать
Соколова , А. Н. (2020). Общее и особенное в творчестве черкесских художников Адыгеи и черкесов Турции. Наследие веков, (4), 37-45. https://doi.org/10.36343/SB.2020.24.4.003
Раздел
Чувство Родины: к 150-летию И.А. Бунина

Данные о финансировании


Общее и особенное в творчестве черкесских художников Адыгеи и черкесов Турции

  • © Соколова Алла Николаевна доктор искусствоведения, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета, Майкоп, Российская Федерация






Аннотация

Исследование призвано выявить и проанализировать общие и особенные характеристики творчества черкесских художников Адыгеи их коллег из адыгской диаспоры Турции. Источниками послужили произведения изобразительного искусства, результаты исследований отечественных и турецких искусствоведов, критиков, социологов и историков. Методология опирается на сочетание компаративных приемов, применяемых в искусствоведении для анализа художественных объектов и систем (синхронный и диахронный методы, микро- и макросравнение). Изучена общественная функция мастеров живописи, живущих в разных социокультурных условиях, выявлены цели их творчества, проанализированы приоритетные жанры и приемы. Подчеркнуто значение адыгских художников, живших и живущих на Северном Кавказе, как представителей художественной элиты этноса, при этом их творчество направлено на сохранение мифопоэтических образов и этнической идентичности. Иные тенденции выявлены в творческом опыте черкесских художников Турции, которые стремились не только и не столько раскрывать культуру своего народа, сколько обращались к универсальным ценностям, пытаясь интегрироваться в систему европейского и мирового искусства. Автор выделяет два периода развития изобразительного искусства черкесских художников России и Турции: до распада СССР и после него. Выявляются характерные черты творчества представителей обеих групп художников на протяжении выделенных периодов. Особо выделена деятельность современных художников-рецептуалистов адыгского происхождения (Р. Цримова и А. Гучапшева и др.). Приведены основные художественные принципы рецептуализма, и в сравнительном аспекте выявлена степень известности этого направления в Кабардино-Балкарии и Адыгее. Делается вывод, что различия между адыгскими художниками России и Турции проявлялись в нескольких аспектах: в моменте формирования адыгских художественных сообществ в Турции и в России; в особенностях сформировавшейся и поддерживавшейся художественной традиции; в неравных условиях получения профессионального образования мастерами Кавказа и Турции; в социально-экономических обстоятельствах, определявших творческую деятельность и косвенно повлиявших на ценностные ориентации художников. Точки творческого пересечения лежат в плоскости этнических ценностей, знаков и символов, одинаково расшифрованных черкесами Северного Кавказа и диаспоры, а также в оценках исторического прошлого, особенно Кавказской войны, в особо почитаемом отношении к природе и красотам Кавказа.

Ключевые слова: адыги, черкесы, художники метрополии, диаспора, картина мира, амплуа художников, знаки и символы искусства, эстетические доминанты, приоритетные жанры, общее и различное в творчестве черкесских художников