image002_(2).jpg

Поступила в редакцию
2019-10-01
Опубликована
2020-06-30
Как цитировать
Клюева, И. В. (2020). Балерина Софья Федорова 2-я в русской скульптуре Серебряного века (С. Д. Эрьзя, М.Д.Рындзюнская, Н. Я. Данько). Наследие веков, (2), 117-130. https://doi.org/10.36343/SB.2020.22.2.011
Раздел
Антропология культуры

Балерина Софья Федорова 2-я в русской скульптуре Серебряного века (С. Д. Эрьзя, М.Д.Рындзюнская, Н. Я. Данько)

  • © Клюева Ирина Васильевна кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, Саранск, Российская Федерация






Аннотация

Цель статьи – культурологический и искусствоведческий анализ трех портретных изображений выдающейся балерины Серебряного века русской культуры Софьи Федоровой 2-й (1879–1963), созданных С.Д. Эрьзей, М.Д. Рындзюнской и Н.Я. Данько. Материалом исследования являются архивные документы, отечественная периодика 1910-х гг., отзывы критиков и воспоминания современников о балерине. На основе использования сравнительно-исторического, биографического и семиотического методов представлена характеристика личности и творчества Федоровой 2-й, реконструирована ее биография; прослежена история создания трех скульптур, выявлены их художественные особенности и смысловое наполнение. Автор заключает, что Н. Я. Данько и М.Д. Рындзюнская изображают «дневную» Федорову, главным в их работах является демонстрация красоты и выразительности движений балерины. С.Д. Эрьзя запечатлел «ночную» Федорову: сосредоточив внимание на лице артистки, он сумел в своей скульптуре отразить ее сложный внутренний мир.

Ключевые слова: С. В. Федорова 2-я, Серебряный век, балет, русская скульптура, С. Д. Эрьзя, М. Д. Рындзюнская, Н. Я. Данько