Gantulga_authpic.jpg

Batyreva_For_Site2.jpg

Поступила в редакцию
2020-06-11
Опубликована
2020-12-31
Как цитировать
Гантулга, Д., & Батырева, С. Г. (2020). Основные принципы смысловыражения в декоративно-прикладном искусстве древней Монголии. Наследие веков, (4), 53-63. https://doi.org/10.36343/SB.2020.24.4.005
Раздел
Антропология культуры

Данные о финансировании

  • Russian Foundation for Fundamental Investigations
    Номер (наименование) гранта: 19-512- 44002/19 “Folk Arts and Crafts of the Oirats of Mongolia and the Kalmyks of Russia: General and Special in Comparative Analysis”.

Основные принципы смысловыражения в декоративно-прикладном искусстве древней Монголии

  • © Гантулга Дамдин Ph.D. в области культурологии, заведующий кафедрой дизайна Ховдского государственного университета, Ховд, Монголия






  • © Батырева Светлана Гарриевна доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела истории, археологии и этнологии Калмыцкого научного центра Российской Академии наук, Элиста, Российская Федерация






Аннотация

В статье рассматривается проблема влияния концептов сознания, разделявшихся творцами древней культуры Монголии на образы, заложенные в произведениях декоративно-прикладного творчества. В качестве стержневой идеи такого смысловыражения принято учение арга билиг. Материалами послужили произведения древнего искусства Монголии и результаты исследований монгольских и российских археологов, искусствоведов и культурологов. Изучены традиционные принципы и символика монгольского декоративно-прикладного искусства. На многочисленных примерах (оленные камни, гуннское литье, печати ханов, стеганый войлок и т. д.) показаны основные образы, свойственные искусству древней Монголии, определены принципы создания символического изображения. Сделан вывод, что благодаря сочетанию принципов «арга» и «билиг» монгольское искусство во все времена являет собой органическое единство взаимосвязанных частей, сплетенное из элементов, по смыслу своему принадлежащих одному из двух противоположных полюсов мироздания.

Ключевые слова: смысловыражение, арга билиг, Монголия, декоративно-прикладное искусство, оленные камни, звериный стиль,, гуннское литье, орнамент