Аппаева-Ж.-М_2.jpg

Поступила в редакцию
2020-04-01
Опубликована
2020-04-01
Как цитировать
Аппаева , Ж. М. (2020). История поступления художественной коллекции в краеведческий музей Нальчика . Наследие веков, (3), 53-59. извлечено от http://heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view/337
Раздел
Наше наследие: музеи Юга России

История поступления художественной коллекции в краеведческий музей Нальчика

  • © Аппаева Жаухар Мустафаевна искусствовед, председатель Кабардино-Балкарского отделения Ассоциации искусствоведов, Нальчик, Российская Федерация






Аннотация

автор рассматривает начальные этапы формирования художественной коллекции музея г. Нальчика. Первоначальным ее источником стали экспроприированные частные коллекции, переданные музею из Государственного музейного фонда. В 1925–1927 гг. Краеведческий музей Нальчика получил более двух сотен произведений  живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, принадлежащих русской и зарубежной художественным школам. Бывшими владельцами произведений искусства являлись меценаты и просветители, которые после Октябрьской революции вынуждены были покинуть Россию.  Приводятся выдержки из делопроизводственной переписки, сопровождавшей передачу художественных коллекций. В 1960 г. они вошли в состав фондов новообразованного Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств. Автор подчеркивает, что в настоящее время художественное собрание нуждается в научной атрибуции, квалифицированной экспертизе, общем анализе физического состояния и степени изученности произведений. Полноценное исследование коллекции во многом тормозилось отсутствием в Нальчике специалиста по истории искусства.

Ключевые слова: музейные коллекции, национализация, частные собрания, революция, Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Государственный музейный фонд, А. Бобринский, Рябушинские, фондовая работа.