Батырева-С.-Г_2.jpg

Поступила в редакцию
2020-04-01
Опубликована
2020-04-01
Как цитировать
Батырева, С. Г. (2020). «Мать – земля родная» как архетип образного мышления (на примере живописи народного художника РСФСР Г. Рокчинского). Наследие веков, (3), 48-52. извлечено от http://heritage-magazine.com/index.php/HC/article/view/336

«Мать – земля родная» как архетип образного мышления (на примере живописи народного художника РСФСР Г. Рокчинского)

  • © Батырева Светлана Гарриевна доктор искусствоведения, заведующий музеем традиционной культуры имени Зая-пандиты, ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра Российской Академии наук, Элиста, Российская Федерация






Аннотация

статья посвящена изобразительному искусству Калмыкии. Ононаглядно демонстрирует судьбу принесенного из Центральной Азии монголоязычными ойратами художественного наследия, получившего дальнейшее развитие в России. Во многом обусловленное этническим самосознанием авторов, воспитанных, как правило, в реалистических традициях европейской культуры, оно представляет обширный материал видов и жанров искусства. Во взаимосвязях наследия и современности творчество, чутко рефлексирующее на изменения в обществе, детерминировано духовной культурой народа, сохраняющей традиции. В их интерпретации, своеобразно выражаемой в произведениях, явлены тенденции художественного процесса в Калмыкии 60–90-х гг. XX в. Анализ творческой деятельности требует привлечения методов широкого спектра научных дисциплин: истории, этносоциологии, философии, культурологии, психологии и, естественно, искусствознания. В такой подсистеме художественной культуры как изобразительное искусство, осуществить это возможно, обращаясь к традиционному мировидению творческой личности. Архетипы первородного сознания одухотворяют профессиональное изобразительное искусство Калмыкии. В живописном наследии народного художника РСФСР Г. О. Рокчинского (1923–1993), рассматриваемом этногенетическим кодом культуры, обнаруживается органичная преемственность традиций, определяющих целостное бытие культурного наследия народа, и возможности их источниковедческого истолкования.

Ключевые слова: культурное наследие, изобразительное искусство, творчество, личность, архетип, традиция, живопись, Калмыкия, Центральная Азия, анализ.