Вступительное слово редактора специальной рубрики


В ходе своего исторического развития общественное сознание концентрировало многовековые знания и опыт, завещанные предками обычаи и традиции, жизненно важные технологии, различные формы искусства, фольклорные образы и сюжеты. Все эти и многие подобные им объекты являются составными частями мощнейшего ресурса исторической памяти – нематериального наследия. В силу своих специфических характеристик оно лишено осязаемых форм (в отличие, например, от произведений архитектуры или живописи) и может восприниматься только в процессе практической реализации тех или иных видов традиционной деятельности (музыкального или хореографического исполнительства, проведения религиозных ритуалов, создания различных предметов в соответствии с традиционными технологиями и т.д.). Передаваемое из поколения в поколение, нематериальное культурное наследие постоянно воссоздается разнообразными сообществами, гармонизируя практику их сосуществования с окружающей средой, формируя преемственный характер исторического и культурного самосознания, обеспечивая тем самым развитие чувства идентичности, а также уважение к культурному разнообразию и многочисленным формам созидательной творческой деятельности человека.
2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России, что безусловно будет способствовать популяризации культурных традиций, сохранению исторической памяти, этнокультурного многообразия, самобытности всех народов и этнических общностей нашей многонациональной страны.
Актуализируя тему вышедшего номера, редакция журнала вносит свой посильный вклад в развитие научных исследований, связанных с традиционной культурой. Тематический вектор статей, публикуемых в заглавной рубрике, тесно связан с южнороссийской этнографической и историко-культурологической проблематикой. В частности, работа Т. Е. Гревцовой (Ростов-на-Дону) посвящена элементам свадебной обрядности донских казаков; Н. А. Власкина (Ростов-на-Дону) пишет о конструктах народного сознания жителей Области Войска Донского, связанных с Ильиным днем. В исследовании О. В. Матвеева (Краснодар) отражены малоизвестные моменты, связанные с творческой деятельностью Кубанского казачьего хора во второй половине 1930-х гг. Весьма ценным, является то, что все три опубликованные работы основаны на материале источников (этнографических или исторических), впервые вводимых в научный оборот – это свидетельствует о том, что подлинно научное освоение богатейшего историко-культурного опыта народов нашей страны успешно продолжается, и наша редакция со своей стороны приложит все усилия, чтобы и дальше содействовать этому процессу..

Редактор специальной рубрики А. В. Крюков